Порядок оплаты коммунальной услуги по электроснабжению.

В последнее время особенно актуальными стали вопросы защиты прав потребителей в жилищно-коммунальной сфере.

В связи с этим, одним из приоритетных направлений деятельности Управления является рассмотрение обращений граждан по вопросу электроснабжения, в том числе по оплате за электроснабжение помещений общего пользования.

Отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, ЖК РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», другими  федеральными  законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, в частности Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

 Данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учёта и при их отсутствии, порядок перерасчёта размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Порядок расчёта и внесения платы за коммунальные услуги определён Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. При этом расчёт производится в зависимости от наличия или отсутствия приборов учёта коммунальных ресурсов, как коллективных (общедомовых), так и индивидуальных.

В соответствии с п.п.22,23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учёта и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учёта размер платы за коммунальные услуги, потреблённые в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учёта, определяется: для электроснабжения – в соответствии с подпунктом 1 п.3 приложения №2 к данным Правилам,  а именно: с учётом объёма (количества) электрической энергии, фактически потреблённой за расчётный период, определённого по показанию коллективного (общедомового) прибора учёта; суммарного объёма (количества) электрической энергии, потреблённого за расчётный период в помещениях, оборудованных индивидуальными приборами учёта; суммарного объёма (количества) электрической энергии, потреблённого за расчётный период в помещениях, не оборудованных приборами учёта; объёма (количества) электрической энергии, потреблённой за расчётный период в соответствующей квартире, оборудованной индивидуальным прибором учёта; тарифа на услугу электроснабжения в размере 1 руб. 79 коп.

Однако,  при проведении контрольных мероприятий Управления выявляются факты, когда коллективный (общедомовой) прибор учёта находится на трансформаторной подстанции (далее ТП), и начисление платы за электроснабжение помещений общего пользования производится согласно показаний прибора учёта электроэнергии, расположенного на ТП. В тоже время этот прибор учёта фиксирует расход электроэнергии не одного многоквартирного дома, а нескольких. Кроме того, прибор учёта  находится за пределами внешней границы стены многоквартирного дома и не может использоваться для учёта электроэнергии многоквартирного дома, так как в соответствии с п.7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретённые у ресурсоснабжающей организации объёмы (количество) электрической энергии, исходя из показаний приборов учёта, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно п.8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учёта электроэнергии, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учёта с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Есть примеры, когда в многоквартирном доме коллективный (общедомовой) прибор учёта электроэнергии имеется. Однако, данный прибор учёта подлежит очередной государственной метрологической поверке в связи с установленными требованиями государственных стандартов, по периодичности поверки. Так как в зависимости от технических характеристик приборов учёта сроки периодической поверки различны.

В соответствии с п.1 ст.13 Федерального закона РФ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008г. №102-ФЗ, в сферах распространения государственного регулирования обеспечения средства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие средства измерений в целях эксплуатации, обязаны своевременно производить  поверку средств измерений.

В связи с тем, что коллективный (общедомовой) прибор учёта не прошёл государственную метрологическую поверку в установленный срок, он не может использоваться по назначению и находиться в эксплуатации.

Поэтому в этих случаях в соответствии с п.16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учёта и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учёта размер платы за коммунальные услуги (электроснабжение) определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учёта.

Также в практике Управления имеются факты, когда при рассмотрении обращений граждан выявляется, что в некоторых многоквартирных домах имеются коллективные (общедомовые) приборы учёта электроэнергии, однако индивидуальные приборы учёта, используемые для учёта электроэнергии в жилых помещениях многоквартирного дома, не соответствуют техническим требованиям, установленным для классификации средств измерений. В частности, индивидуальные приборы учёта электроэнергии, установленные в квартирах ряда потребителей имеют тип СО – И446 с классом точности 2,5.

Тогда как  в соответствии с п.141 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утверждённых постановлением Правительства РФ от 31.08.2006г. №530, для учёта электрической энергии, потребляемой гражданами-потребителями, используются приборы учёта класса точности 2,0 и выше.

Поэтому,  такие приборы не могут находиться в эксплуатации и использоваться по назначению. В свою очередь, устаревшие приборы  имеют  погрешность учёта электроэнергии, которая учитывается в показаниях коллективного (общедомового) прибора учёта и в последующем распределяется между потребителями пропорционально количеству потреблённой ими электроэнергии в жилом помещении.

Также в Управление поступают обращения потребителей по вопросам замены индивидуального прибора учёта. В этом случае даётся разъяснение, о том, что  пунктом 5.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя России от 27.09.2003г. №170 и п.139 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утверждённых постановлением Правительства РФ от 31.08.2006г. №530, не предусмотрена обязанность организации, эксплуатирующей жилищный фонд, устанавливать и проводить замену квартирных приборов учёта, установленных  на площадках лестничных клеток. Пунктом 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда на организацию по обслуживанию жилищного фонда возложена обязанность обеспечивать эксплуатацию этажных щитков и шкафов, за исключением квартирных счётчиков энергии.

В соответствии с п.52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, потребитель обязан, в целях учёта коммунальных ресурсов, подаваемых ему, использовать индивидуальные приборы учёта, внесённые в государственный реестр средств измерений.

Согласно п.п.140,141 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация (в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электроэнергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счёт установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учёта, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учёта с иным лицом. Для учёта электрической энергии, потребляемой гражданами-потребителями, используются приборы учёта класса точности 2,0 и выше.

Исходя из этого, порядок оплаты расходов, связанных с приобретением, установкой, обслуживанием и ремонтом, определяется договором между нанимателем, собственником жилого помещения и организацией, оказываемой названные услуги. Порядок оплаты гражданами оказываемых им услуг определяется договором.

Из содержания условий по управлению многоквартирными домами, проводимого администрацией г.о Саранск открытого конкурса по управлению многоквартирными домами, не усматривается обязанность управляющих компаний за свой счёт осуществлять установку новых и замену старых неисправных индивидуальных (поквартирных) приборов учёта электроэнергии, установленных на этажных электрощитках. В тоже время согласно ст.210 ГК РФ, ст.30 ЖК РФ, п.19 Правил пользования жилыми помещениями, утверждённых постановлением Правительства РФ от 21.01.2006г. №25, собственник несёт бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В случае, если индивидуальный прибор учёта электроэнергии неисправен, то он не может находиться в эксплуатации (использоваться по назначению), поэтому при отсутствии индивидуальных приборов учёта в соответствии с п.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Республики  Мордовия от 27.10.2008г. №479.

Имеются также обращения граждан по поводу доначисления платы (произведённого перерасчёта) исполнителем по статье электроснабжение помещений общего пользования. В этом случае потребителю разъясняется, что в соответствии с подпунктом г) п.38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, потребитель самостоятельно  указывает объём (количество) потреблённых коммунальных ресурсов по показаниям индивидуальных приборов учёта в специально отведённых графах платёжных документов, выставляемых исполнителем для оплаты гражданами  жилищно-коммунальных услуг. Поэтому необходимо ежемесячно при оплате коммунальных услуг указывать в платёжных документах показания индивидуальных приборов учёта коммунальных ресурсов. В связи с отсутствием таких данных или несвоевременностью их передачи при расчете за электроэнергию применяется среднемесячное потребление электроэнергии за предыдущие периоды и при передаче контрольных показаний приборов учета Исполнителем производится перерасчёт платы по статье электроснабжение помещений общего пользования. Поэтому, не систематическое предоставление потребителями показаний индивидуальных приборов учета электроэнергии является одной из причин изменения размера оплаты за электроснабжение помещений общего пользования.

Также потребителю предоставляется информация о том, что исполнитель в соответствии с подпунктом р) п.49 вышеуказанных Правил, обязан производить по требованию потребителя сверку платы за коммунальные услуги и не позднее 3 рабочих дней выдавать документы, подтверждающие правильность начисления потребителю платежей.

Кроме того, в ходе проверок иногда выявляется, что в многоквартирном доме имеется встроенное нежилое помещение с индивидуальным прибором учёта, который не имеет отдельного вводно-распределительного устройства и его показания вычитаются из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта.

В соответствии с п.88 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утверждённых постановлением Правительства РФ от 31.08.2006г. №530, владельцы нежилых помещений в многоквартирных домах приобретают электрическую энергию на основании договора электроснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией). Согласно п.2 ст.539 Гражданского кодекса РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединённого к сетям энергоснабжающей организации.

Рассмотрение вопроса о порядке заключения договора энергоснабжения между индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом не регулируется законодательством о защите прав потребителей, и в связи с этим в органы Прокуратуры направляются письма о принятии мер прокурорского реагирования по данному вопросу.