Анализ

деятельности Управления Роспотребнадзора

 по Республике Мордовия за 2008 год и задачи на 2009 год

В 2008 году деятельность по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей на территории Республики Мордовия осуществлялась Управлением Роспотребгадзора по Республике Мордовия, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия», ФГУЗ «Саранская дезинфекционная станция, г. Саранск».

С целью оптимизации деятельности внесены изменения в структуру Управления: в самостоятельные подразделения выделены отделы социально-гигиенического мониторинга и юридического обеспечения. В настоящее время в структуре Управления 7 отделов и 5 территориальных отделов.

Структура ФГУЗ практически соответствует структуре Управления и насчитывает, кроме головного учреждения, 5 филиалов.

Кадровый состав Управления состоит из 133 государственных гражданских служащих. Укомплектованность штата составляет 99,3%. 80% специалистов имеют высшее образование, 20% - среднее специальное (обеспечивающие специалисты).

Распределение государственных гражданских служащих по базовому образованию составляет: здравоохранение-47%, экономика и управление-17%, юриспруденция-10%, физико-математические и естественные науки-6%.

67% госслужащих имеют стаж работы в государственных органах более 15 лет, 25% - от 5 до 15 лет.

132 сотрудника имеют классные чины. 49 человек в отчётном году прошли повышение квалификации по системе государственной службы, 11 человек - по медицинским специальностям. Удельный вес государственных гражданских служащих, принявших участие в программах дополнительного профессионального образования, составил 113% (60 человек при плане 53). Всего в системе госслужбы прошли повышение квалификации 60 человек или 45,5% всех госслужащих Управления.

Реализация ведомственных целевых программ

Работа по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей проводилась в условиях бюджетирования, ориентированного на результат, по 9 ведомственным целевым программ.

Общая потребность денежных средств на реализацию  ВЦП  по Управлению и ФГУЗ   составила на 2008 г. 92 млн. 306 тыс. рублей.

В течение года финансирование было увеличено  и составило 105226,5 тыс. рублей. Кроме того, для выполнения ВЦП в ФГУЗ были привлечены внебюджетные средства в сумме 8343,0 тыс. рублей. Наибольшее привлечение внебюджетных средств отмечается  на выполнение ВЦП «Санитарный щит»- 1195 тыс. руб., ВЦП  «Гигиена и здоровье»- 7017,8 тыс. руб. Такие программы как «Соцгигмониторинг», «Стоп инфекция», «Спиду нет», «Защита прав потребителей» были выполнены за счет средств федерального бюджета.

Фактически использовано средств на реализацию программ за отчетный год – 113569,5 тыс. руб.

Неизрасходованных денежных средств на лицевых счетах учреждений за 2008 г. нет.

Наиболее затратными оказались  ведомственные целевые программы  «Гигиена и здоровье»-53,5%, «Санитарный щит»- 17,8% от  общего объема финансирования. Наименее затратные: «Лицензирование для здоровья»- 0,8%, «Санохрана»- 1,2%.

Анализ выполнения ВЦП по направлению расходования  показывает, что финансовые средства  расходовались  целенаправленно на обеспечение выполнения основных направлений каждой ВЦП, что позволило обеспечить прямую взаимосвязь между финансированием и  фактическими  результатами  их использования. Суммы, израсходованные по различным направлениям представлены на следующем слайде. Из таблицы видно, что 61% средств израсходован на оплату труда, 25% - на приобретение услуг, по 4-6% - на прочие расходы, основные средства, материальные запасы.

Стоимость одного мероприятия по контролю в Управлении составила 13726 рублей (2007 год- 9493 рубля).

Трудозатраты на реализацию ВЦП составили 1 млн. 57 тыс. 73 часа или 115% от запланированного, в том числе по Управлению – 204.221 час (101% от запланированного), по ФГУЗ – 852.852 часа (119% от запланированного). Показанная в отчёте ФГУЗ цифра выполнения плана трудозатрат требует корректировки и, по мнению Управления, свидетельствует об имеющихся недостатках в планировании и анализе деятельности учреждения.

Структура трудозатрат Управления на реализацию ВЦП представлена на сладе. 56% рабочего времени затрачено на реализацию ВЦП «Гигиена и здоровье», по 11-12% - на ВЦП «Санитарный щит», «Стоп инфекция», «Защита прав потребителе». Трудозатраты на реализацию остальных ВЦП составили по 0,2-2,5%.

Показатели достижения конечного результата

Итогом работы по реализации ведомственных целевых программ в 2008 году явились показатели достижения конечного результата.

Прогнозные показатели, предусмотренные методическими рекомендациями Федеральной службы для оценки деятельности и заложенные в годовом плане и ведомственных целевых программах, достигнуты.

Так, по ВЦП «Стоп инфекция», охват прививками против инфекций, управляемых средствами специфической профилактики составил 98,1% при плановом - 95%, выполнение плана профилактических прививок - 107% при плане 100%, охват прививками против гриппа – 97,4% при плановом показателе 95%. Как результат, заболеваемость инфекционными заболеваниями, управляемыми средствами специфической вакцинопрофилактики, регистрировалась на уровне, ниже прогнозного.

По ВЦП «СПИДу нет» уровень заболеваемости ВИЧ-инфекцией составил 12,3 на 100 тыс. при прогнозном показателе 18,2; % родивших ВИЧ-инфицированных женщин, получивших полный курс химиопрофилактики – 100% при плане 91,7%.

По ВЦП «Гигиена и здоровье» обеспечено выполнение показателей удельного веса объектов 3 группы санэпидблагополучия на уровне 30,8% при плане 32,6%, удельного веса детей, охваченных всеми формами отдыха - 47,9% при плане 48%, удельного веса учащихся, охваченных горячим питанием - 78,6% при плановом показателе 90% и т.д.

Достигнуты прогнозные показатели ведомственных целевых программ «Лицензирование для здоровья», «Регистрация для здоровья», «Соцгигмониторинг», «Защита прав потребителей», которые продемонстрированы на слайде.

Оперативные показатели оценки деятельности

С января 2008 года внедрен в практику анализ оперативных показателей деятельности, показателей достижения конечного результата, мониторинг финансовых затрат на реализацию ВЦП в соответствии с методическими рекомендациями Федеральной службы.

Анализ оперативных показателей оценки деятельности Управления за 2008 год показал следующие результаты.

За год в Управление поступило 4275 запросов, обращений, заявлений, что на половину больше предыдущего года. Все обращения рассмотрены в установленный законодательством срок.

В органы государственной власти, органы местного самоуправления направлено 713 информационных материалов, в том числе, отделом эпиднадзора Управления - 180, отделом санитарного надзора - 134, отделом защиты прав потребителей – 65, территориальными отделами – по 60-98 материалов, Ромоданосвским теротделом - 24. Удельный вес материалов, представленных в соответствии с регламентом, составил 100%. На рассмотрение  органов исполнительной власти республики, органов местного самоуправления вынесено 566 вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. На санитарно-эпидемиологических комиссиях рассмотрено 111 вопросов профилактики инфекционных заболеваний.

Специалистами Управления проведено 4653 мероприятия по надзору за соблюдением требований санитарного законодательства и законодательства о защите прав потребителей.

Удельный вес плановых мероприятий составил 50% (2007 год-36%).  Наиболее высокий процент плановых мероприятий от общего количества проведённых мероприятий в отделе защиты прав потребителей (68%), разделах надзора за радиационной безопасностью и условиями обучения (61 и 65% соответственно). Самый низкий удельный вес плановых мероприятий в разделе надзора за условиями труда (21%), что объясняется их большим объёмом и продолжительностью, в Рузаевском ТО (39%).

Как и в 2007 году утверждённый план мероприятий выполнен на 98%. Причиной недовыполнения плана послужило закрытие или перерегистрация индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, запланированных для обследования. В Рузаевском ТО процент выполнения плана составил 81%.

В среднем по Управлению на штатную должность приходилось 35 мероприятий по контролю (2007 год-45). Самый большой показатель в Ромодановском ТО (122), что сочетается с их низкой результативностью - удельный вес вынесенных административных мер  к количеству проведённых мероприятий по надзору в этом теротдлеле составляет 25% при среднем показателе по Управлению – 65%, по территориальным отделам - 37%.

53% мероприятий по надзору проведено с использованием лабораторных методов, что на 3% выше прошлогоднего уровня.

Проведено 568 мероприятий по контролю за выполнением ранее выданных предписаний. Количество таких мероприятий уменьшилось более чем в 2 раза по сравнению с 2007 годом.

В отчётном году обследовано 5495 объектов. Удельный вес трудозатрат на обследование объектов различной гигиенической значимости составил: высокой-36%, средней-42%, низкой-21%.

При планировании деятельности учитывались требования к структуре трудозатрат. Наибольшие трудозатраты потребовались на проведение плановых мероприятий по контролю и организационно-методичекую деятельность (37 и 32% соответственно). На проведение внеплановых мероприятий израсходовано 17% времени, приём и рассмотрение жалоб и обращений – 9%, выдачу санэпидзаключений – 4%, лицензирование отдельных видов деятельности и регистрацию продукции – по 1%.

Показатели, характеризующие деятельность

по применению мер административного принуждения

Удельный вес вынесенных административных мер к количеству проведённых мероприятий по надзору составил 65% (2007 год-61%).

Усилена работа по взыскиваемости штрафов. Удельный вес взысканных штрафов – 75%.

Удельный вес применяемых в административной практике составов административных правонарушений-51% (28 составов из 55, 2007 год-22).

Удельный вес оставленных при обжаловании без изменений постановлений по делу об административном правонарушении-63%.

Количество протоколов об административных правонарушениях, составленных специалистами Управления, уменьшилось по сравнению с 2007 годом на 652 и составило 3038. 

Должностными лицами Управления вынесено 7115 постановлений, в том числе о назначении административного наказания-5470. Наложено 5433 штрафа на сумму более 9 млн. рублей. Вынесено 37 предупреждений, что в 8 раз меньше 2007 года. 1645 дел прекращено (по протоколам МВД).

В суды для рассмотрения по подведомственности направлено 132 протокола, в том числе на административное приостановление деятельности -26.

Судебными органами вынесено 14 постановлений о приостановлении деятельности, 79 постановлений о наказании в виде штрафа (удельный вес принятых судом решений о привлечении к административной ответственности составил 67%).

Оперативные показатели

финансово-экономической деятельности

Для осуществления контроля за соблюдением финансовой дисциплины, объективной оценки эффективности хозяйственной деятельности применяются оперативные показатели финансово-экономической деятельности.

Объём лимитов бюджетных обязательств на 2008 год составил 63 млн. 869 тыс. 100 рублей. Кассовое исполнение утверждённых лимитов бюджетных обязательств в прошедшем году составило 100%. Неэффективного использования средств федерального бюджета не допускалось.

            В 2008 году в целях рационального и экономного использования средств Федерального бюджета были проведены закупки способом открытых конкурсов и аукционы на  приобретение ГСМ, капитальный ремонт и услуг по охране объектов, приобретение товаров путем  конкурсного отбора и запроса котировок (на приобретение офисной мебели, автозапчастей, оказание транспортных услуг для территориальных отделов). Заключено 8 государственных контрактов на сумму 12 млн. 949 тыс. 900 рублей, проведено 3 открытых конкурса и аукциона на сумму 8 млн. 655 тыс. 200 рублей, запрос котировок на сумму 1 млн. 484 тыс. 700 рублей, размещение у единого заказчика на сумму 2 млн. 810 тыс. рублей.

Приобретены 23 единицы компьютерной и копировально-множительной техники, 26 единиц бытовой техники, средства связи, автомобиль, которые распределялись как по отделам Управления, так и по территориальным отделам.

На сумму 5 млн. 125 тыс. 200 рублей проведён капитальный ремонт помещений Рузаевского ТО, санитарного отдела и хозяйственного отдела Управления.

Эффективность закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд составляла 45%, удельный вес зарегистрированных объектов недвижимости и земельных участков – 90%.

За административные правонарушения направлено в доходы бюджета 9 млн. 28 тыс. рублей.

С 1 декабря 2008 года введена новая система оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, оплата труда которых ранее осуществлялась на основании единой тарифной сетки. В управлении 13 работников относиться к данной категории. С переходом на новую оплату труда их заработная плана возросла на 28,9% и составила в среднем 5206 рублей. ( В ФГУЗ рост составил 15,9% - до 8366 рублей, в дезстанции – на 18,9% - до7869 рублей).

Государственный санитарный надзор

Специалистами Управления в 2008 году осуществлялся государственный санэпиднадзор в отношении 33,5 тысяч объектов. В отчётном году проведено обследование 4,5 тысяч объектов (13%).

Надзор за условиями труда ведётся на 858 предприятиях промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи, а также более 20 тыс. автотранспортных средств. Работа проводилась во взаимодействии с органами исполнительной власти республики, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти на основе соглашений о взаимодействии. На промпредприятиях республики на улучшение условий труда израсходовано более 180 млн. рублей, что позволило улучшить условия труда более 2000 работников, из которых более 800 женщин, более 1000 человек выведено из вредных условий труда.

Удельный вес объектов, относящихся к 3 группе санэпидблагополучия, снизился на 1,7% по сравнению с предыдущим годом, но находится на высоком уровне (36%).

В 2008 году проведено 196 мероприятий по контролю, из них 56%-с использованием лабораторных методов. Улучшилось качество воздуха рабочей зоны по содержанию пыли и аэрозоля на 12%, паров и газов - на 7%. Сократилась доля рабочих мест, не соответствующих гигиеническим нормам по шуму на 15%, микроклимату - на 6%, освещённости – на 3%.

Зарегистрировано 25 случаев хронических профзаболеваний (на 6 меньше, чем в 2007 году) или 0,9 на 10000 работающих при среднероссийском показателе за 2007 год – 1,59.

Проводилась работа по надзору за организацией санитарно-защитных зон промпредприятияй. Главным государственным санитарным врачом  вынесено соответствующее постановление, предусматривающее взаимодействие Управления с органами местного самоуправления по вопросам согласования, утверждения границ СЗЗ. Проводился контроль качества воздуха в СЗЗ. Из СЗЗ выведено 458 человек, в том числе за счёт сокращения СЗЗ – 435.

В соответствии с Республиканской целевой программой «Охрана окружающей среды» продолжалась работа по контролю за организацией вывода за пределы республики химических средств защиты растений, запрещённых к применению и непригодных к использованию. Из 5 районов на утилизацию вывезено 120 тонн агрохимикатов. По состоянию на начало 2009 года необходимо вывезти ещё 150 тонн с территории 8 районов.

В республике функционирует 1542 учреждения для детей и подростков. Количество обследуемых объектов ежегодно увеличивается на 5-6%, в отчётном году составило более 1400 или 93% состоящих на учёте. На 0,6% снизился удельный вес объектов, относящихся к 3 группе СЭБ (1,9%).

С 22 до 15 уменьшилось количество школ, работающих в 2 смены. Удельный вес учащихся, обучающихся во вторую смену уменьшился с 3,3 до 2,2%.

Улучшается материально-техническая база образовательных учреждений. Почти все они обеспечены централизованным отоплением, капитально отремонтированы столовые 32 школ. На 3,5% (до 10,8%) снизился удельный вес неканализованных школ, на 4,1% (до 8,7%) - школ без централизованного водоснабжения, на 0,8% (до 0,9%) - без централизованного отопления, на 2% (до 1,5%) - число школ, требующих капитального ремонта.

Большое место уделялось надзору за организацией питания детей. Качество питания организованных детских коллективов несколько улучшилось в отчётном году. В интернатных учреждениях натуральные нормы продуктов выполняются на 100%. Увеличились расходы на питание в детских дошкольных учреждениях, школах, что позволило обеспечить выполнение норм по основным продуктам, включение в рацион соков, фруктов, поливитаминных комплексов. Однако 100% выполнение норм питания по-прежнему не обеспечено. На 3% (до 78,6%) увеличился охват школьников горячим питанием. В шести районах республики он составил 100%.

Надзор за питанием населения осуществлялся на 4000 пищевых объектах. Удельный вес объектов 3 группы СЭБ снизился на 1,3% и составил 6%. Проведено 155 мероприятий по контролю, что на 68% меньше предыдущего года за счёт уменьшения количества мероприятий в отношении предприятий торговли. Нарушения требований действующего законодательства выявлены в ходе проведении 56% мероприятий, что на 4% выше 2007 года.

Исследовано более 17 тысяч проб пищевых продуктов. Уменьшение на 3,5 тысячи проб произошло за счёт оптимизации мероприятий по контролю в соответствии с требованиями методических рекомендаций Федеральной службы. Качество продукции улучшилось. Удельный вес проб, не соответствующих гигиеническим требованиям снизился по микробиологическим показателям на 1,2% (до 3,6%), по паразитологическим на 0,45% (до 0,95%), по санитарно-химическим находится на стабильном уровне (2,2%).

Приоритетными направлениями являлись: надзора за пищевыми продуктами, содержащими ГМО, за молокоперерабатывающими предприятиями, в связи с чем были изданы Постановления Главного государственного санитарного врача. На содержание ГМО исследовано более 450 проб, в одной пробе выявлено содержание ГМО  в концентрации 5,12%, чего не отмечалось в предыдущие годы. Директор мясокомбината подвергнут административному штрафу за непредоставление информации на упаковке о наличии ГМО в продукте.

В связи с эндемичностью территории республики по содержанию йода, актуальной оставалась работа по снижению заболеваемости населения, обусловленной микронутриентной недостаточностью. Предприятиями пищевой промышленности республики освоен выпуск обогащённой йодом молочной, хлебобулочной продукции. Соль с содержанием йода включается в рационы питания организованных детских коллективов.

По фактам производства и реализации пищевой продукции, не соответствующей нормативным требования, забраковано 857 партий продукции объёмом более 3800 кг. 

Актуальными вопросами по разделу надзора за состоянием среды обитания и условиями проживания  населения являлись: надзор за состоянием  подземных источников водоснабжения, улучшение качества питьевой воды подаваемой населению, надзор за состоянием среды обитания и условиями проживания. Работа велась в рамках ведомственной целевой программы «Гигиена и здоровье».

Централизованное  хозяйственно-питьевое водоснабжение населения осуществлялось за счет 1531 артезианской скважины и 1069 хозяйственно-питьевых водопроводов. В 2008 году удалось добиться  снабжения 95% населения г.о. Саранск водой, соответствующей гигиеническим нормативам по содержанию фторидов, за счёт ввода в эксплуатацию артезианской скважины с низким содержанием фтора в с.Лемдяй Старшайговского района.

В результате проведения мероприятий по  замене изношенных водопроводных сетей в рамках региональной программы «Сети водоснабжения» снизился  процент проб питьевой воды в разводящей сети коммунального водопровода, не отвечающих гигиеническим требованиям по санитарно-микробиологическим показателям на 1,6% (до 7,5%), по санитарно-химическим показателям -  5,3% (до 23,2%).

 Качество питьевой воды в источниках централизованного водоснабжения по микробиологическим показателям во всех исследуемых  1069 пробах соответствует нормативным требованиям. Химический состав питьевой воды характеризуется повышенным содержанием фтора, отсутствием йода. На некоторых водозаборах периодически отмечается  повышенное содержание железа и общей жесткости.

Проводились мероприятия по надзору за организацией зон санитарной охраны подземных водооисточников. В результате удельный вес источников  водоснабжения, не имеющих организованных ЗСО  снизился на 0,9 % и составил в отчётном году 17,3%. 

Число источников нецентрализованного водоснабжения в сельских поселениях составило 758. Удельный вес общественных колодцев, не отвечающих нормативным требованиям - 12% (в 2006 г.- 20,2%). Вода нецентрализованных источников в 17,6% случаев не соответствовала гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям.

Все водоемы в республике Мордовия относятся ко второй категории водопользования и используются в рекреационных целях. Удельный вес проб воды, не соответствующих требованиям по санитарно-микробиологическим показателям, в 2008 году составил 14,1%, по санитарно-химическим показателям - 9,6%,  по паразитологическим показателям - 0,7%, что ниже аналогичных показателей 2007 года.

Осуществлялся надзор за радиационной безопасностью. На 24% увеличился объем проведённых инструментальных измерений и лабораторных исследований. При исследованиях воды, почвы, воздуха, пищевых продуктов, строительных материалов превышения гигиенических норм по показателям радиационной безопасности не выявлено. Уровень гамма-фона на территории республики не превышал естественного. Случаев острой лучевой болезни среди персонала и населения не отмечалось.

Проводилась работа по выдаче санэпидзаключений. Выдано 2930 санитарно-эпидемиологических заключений, (на 291 меньше 2007 года, что связано с вступлением в действие Федерального закона «О внесении изменений в градостроительный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», исключившего участие органов Роспотребнадзора в надзоре за проектированием и вводом в эксплуатацию вновь построенных объектов).

20% составили санэпидзаключения на продукцию, 44%-на виды деятельности, 36%-на проектную документацию.

Выдано 55 лицензий, 1 свидетельство о госрегистрации.

Надзор в сфере защиты прав потребителей

Проведено 824 мероприятия по контролю в сфере защиты прав потребителей на   932 объектах.

65% составили плановые мероприятия, 59%-мероприятия в отношении субъектов малого предпринимательства, 20%-мероприятия по жалобам на нарушения прав потребителей.  В 1,9  раза увеличилось количество проверок в сфере предоставления услуг и выполнения работ по договорам бытового подряда гражданам.

В структуре проверок отдела защиты прав потребителей Управления такие мероприятия  составили  33,3 %.

По-прежнему,  значительную долю (45 %) нарушений законодательства о защите прав потребителей   составляют такие нарушения,  как не предоставление необходимой и достоверной информации для потребителей.

Удельный вес  правонарушений, связанных с продажей некачественных, с истекшим сроком годности товаров составил 21,2 %.

За нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей составлено 827 протоколов об административном правонарушении, наложено штрафов на сумму 1,6 млн. рублей.

 Одним из приоритетных направлений в деятельности Управления в сфере защиты прав потребителей является государственный контроль за соблюдением нормативных актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей при оказании жилищно-коммунальных услуг. В Управление поступило  90 письменных и 88 устных заявлений потребителей по   предоставлению  жилищно-коммунальных услуг, что в 5,1 раза больше по сравнению с 2007 годом. Проведено 42 контрольных мероприятия, выявлено 40 правонарушений. Следует отметить, что значительная часть  поступивших   обращений потребителей, связана с  несогласием граждан с порядком расчёта платы за электроснабжение помещений общего пользования,  предъявляемых к оплате с мая 2008 года.  

Социально-гигиенический мониторинг

Для ведения социально-гигиенического мониторинга в Управлении создан отдел. Мониторинг осуществляется силами трёх специалистов с высшим образованием.

Для формирования регионального информационного фонда ведётся мониторинг десяти показателей. В ближайшей перспективе  региональный информационный фонд будет формироваться по всем разделам деятельности службы, что делает актуальным расширение числа специалистов, участвующих в осуществлении СГМ.

В отчётном году ведение СГМ осуществлялось в тесном контакте с организациями-участниками СГМ: ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия», Министерство здравоохранения РМ, Мордовиястат, ГУ «Мордовский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», Управление Росприроднадзора по РМ.

Данные СГМ использовались при составлении госдоклада и для подготовки материалов по мониторингу здоровья и среды обитания, направляемых в органы законодательной и исполнительной власти всех уровней.

Проблемами ведения СГМ являются недостаток кадров, программно-технического оснащения, малоинформативные результаты лабораторных исследований окружающей среды, проводимых ФГУЗ. По результатам санитарно-химических исследований, проведённых ФГУЗ, почва на территории республики практически не содержит поллютантов. Например, в 2007 году лабораториями ФГУЗ 1163 пробы почвы, из них не соответствует гигиеническим нормативам  1 – по содержанию ртути в районе разлива ртути в Инсарском районе. В 2008 году – не соответствуют 6 проб из 1306 отобранных. С 2005 по 2007 год в атмосфере (в мониторинговых точках) загрязнители не обнаруживались, в 2008 году – зарегистрировано менее 1% проб с превышением гигиенических нормативов.  На основании изучения динамики результатов лабораторных исследований, проводимых ФГУЗ в рамках мониторинга, специалисты Управления делают вывод, что наиболее реальными результаты измерений ГУ «Мордовский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» являются и большей частью используют их для справочных и информационных материалов.

Эпидобстановка

В 2008 году эпидемическая обстановка в Республике Мордовия по сравнению с  2007 годом существенно не изменилась, однако общая инфекционная заболеваемость увеличилась на 4,2 %, в основном за счет гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, заболеваемость которыми возросла на 20,4 % и 5,2% соответственно, а также сальмонеллезов (рост на 21,5%), острых кишечных инфекций (рост на 8,9%), скарлатины (рост на 10,9%), ГЛПС (рост на 27,7%). В то же время отмечается снижение заболеваемости вирусным гепатитом А на 55,1%, ветряной оспой на 21,5%,  краснухой в 6,6 раза, туберкулезом на 3,1%, чесоткой на 26,6%.

Всего в 2008 г. зарегистрировано снижение по 30 нозологическим формам инфекционных и паразитарных болезней, рост – по 19 нозоформам.

Общее количество инфекционных заболеваний составило 163409 случаев или 19444,4 случ. на 100 тысяч населения против 18661,2 в 2007 году. Из этого количества 146,1 тыс. случаев приходится на ОРВИ и грипп или 89,4 % от всех заболеваний.

Не зарегистрировано заболеваний дифтерией, столбняком, полиомиелитом, бешенством, холерой и другими особо опасными инфекциями, малярией, клещевым вирусным энцефалитом.

Заболеваемость детей до 14 лет за 2008 год по сравнению с 2007 годом увеличилась на 10,9% и составила 94007,8 случая на 100 тысяч детского населения. При этом отмечается снижение заболеваемости краснухой (в 17,6 раза), гепатитом А (на 71,7%), внутрибольничными инфекциями (на 6,9%), чесоткой (на 23,9%), педикулезом (на 14,5%), ветряной оспой (на 21,3%) и рост заболеваемости острыми кишечными инфекциями (на 18,5%), сальмонеллезом (на 35,8%), скарлатиной (на 12,2%).  

Суммарное число острых кишечных заболеваний составило 4513 случаев или 537,0 на 100 тыс. населения против 493,2 за 2007 год с ростом на 8,9%, в т.ч. у детей до 14 лет – на 18,5 % до 2234,6 на 100 тыс. детского населения против 1825,9 в 2007 г.

Количество больных острыми вирусными гепатитами уменьшилось на 45,0% и составило 78 случаев или 9,3 на 100 тыс. населения против 143 случаев в 2007 году, при этом заболеваемость вирусным гепатитом А снизилась на 55,1% (с 119 до 53 случаев – 6,3 на 100 тыс. нас.); количество случаев острого гепатита В снизилось на 5,6% (с 15 до 14 случаев – 1,7 на 100 тыс. нас.), заболеваемость гепатитом С возросла на 23,3% (с 9 до 11 случаев).

Заболеваемость гепатитом А в республике ниже среднего показателя по РФ (8,1) на 22,2%, острым гепатитом В (4,0) ниже в 2,4 раза, гепатитом С (2,8) - ниже в 2,1 раза. 

Среди вакцинорегулируемых инфекций число больных коклюшем сохранилось на уровне 2007 г. -  31 случай, показатель заболеваемости составил 3,7 на 100 тыс. населения, что на 47,4% выше общероссийского показателя (2,51).

Заболеваемость краснухой снизилась в 6,6 раза с 7,3 до 1,1 на 100 тыс. населения, у детей до 14 лет заболеваемость краснухой снизилась в 17,6 раза, показатель составил 2,7 на 100 тыс. возрастной группы против 47,4 в 2007 г. Врожденная краснуха не зарегистрирована. Заболеваемость краснухой в республике ниже, чем в РФ (6,79) среди совокупного населения в 6,2 раза, среди детей (РФ – 27,89) в 10,3 раза.

За истекший год в республике  регистрирован 1 случай острого вялого паралича, показатель 0,1  на 100 тыс. населения, что соответствует приемлемому показателю (0,1 - 0,2 на 100 тыс. нас., РФ – 0,22).

В мае 2008 г. зарегистрирован 1 случай кори у менеджера туристического агентства, выезжавшей на о. Кипр, данное заболевание лабораторно подтверждено в вирусологической лаборатории ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области». Заболеваемость корью составила 0,1 на 100 тыс. населения (по РФ – 0,02).

Заболеваемость ГЛПС возросла на 27,7% с  173 до 219 случаев, показатель составил 26,1 на 100 тыс. населения, что в 4,0 раза выше, чем по РФ (6,58). 

Число случаев лептоспироза снизилось на 15,4% с 87 до 73, показатель заболеваемости составил 8,7 на 100 тыс. населения, что превышает среднероссийский (0,43) в 20,2 раза.

Отмечается снижение заболеваемости населения активными формами туберкулеза на 3,1% (с 68,8 до 66,6 на 100 тыс. населения или с 583 до 560 случаев), в т.ч. заболеваемость населения туберкулезом без учета случаев, зарегистрированных в системе УФСИН, снизилась на 2,2% - с 64,6 до 63,2 на 100 тыс. нас. или с 543 до 531 случая. Территориальный показатель заболеваемости туберкулезом ниже среднероссийского (75,79) на 16,6%. 

Выявлено 115 случаев ВИЧ-инфекции  против 100 за 2007 год – рост на 15 случаев, заболеваемость ВИЧ-инфекцией составила 13,7 на 100 тыс. жителей против 11,8 с ростом на 16,1%, но ниже, чем в среднем по России (24,11), на 43,2%. Зарегистрировано 19 случаев болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека, показатель заболеваемости составил 2,3 на 100 тыс. населения, что ниже, чем по РФ (8,74) в 3,8 раза.

Анализ охвата детей профилактическими прививками в декретированные возраста (до 3-х лет) по всем инфекциям Национального календаря за 2008 г. показал, что в целом по Республике Мордовия он достиг контрольного уровня и  составил 95,0 – 99,4%.

Запланированный на 2008 год объем профилактических прививок в рамках Национального календаря в целом по республике выполнен на 107,0%.

В  2008 году в рамках Национального проекта иммунизировано против вирусного гепатита В (подростки и взрослые  18-55 лет не привитые ранее) – 65934 чел. (1-ая и 2-ая аппликации), что составляет 101,7% от числа подлежащих, третью аппликацию получили – 51726 чел. (79,8%), 3-я аппликация оставшимся 14 тыс. чел. будет завершена в январе-феврале 2009 г. в соответствии с сетевым графиком.

Иммунизация против кори взрослых до 35 лет – подлежало привить – 4179 чел., вакцинировано – 4181 чел. или 100,0% от подлежащих. Иммунная прослойка против кори в данной возрастной группе (переболевшие, вакцинированные и ревакцинированные) на 01.01.2009 г. составила 91,6%.

Против полиомиелита инактивированной вакциной планировалось привить в 2008 г. 7358 чел. детей до 1 года, получили первую аппликацию 3356 чел. (45,6%), вторую – 2102 чел. (28,6%), третью аппликацию – 1064 чел. (14,5%). Невыполнение плана прививок против полиомиелита объясняется поздней поставкой в республику вакцины (первая партия получена 09.07.2008 г.).

Иммунизация против гриппа: подлежало привить 116959 чел., привито 116959 (100,0%). Иммунизация населения против гриппа завершена 20.01.2009 г. Кроме этого иммунизировано 19372 чел. за счет финансовых средств учреждений, предприятий и республиканского бюджета. В целом, за счет средств всех источников финансирования, привито против гриппа 136331 чел., что составляет 16,2% от общей численности населения республики (на 20.01.2009 г. по РФ – 18,39%). В 2007 г. общий охват населения прививками против гриппа составил по республике 22,9% (привито всего 193863 чел., в т.ч. в рамках нацпроекта – 160300 чел). В 2008 г. заявка республики на гриппозную вакцину в рамках нацпроекта в объеме 180 тыс. доз уменьшена на 63,0 тыс. доз.

Региональные целевые программы.

Взаимодействие с органами власти

В отчётном году на территории республики действовали 113 региональных программ  по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Удельный вес финансируемых программ вырос на 8% по сравнению с 2007 годом и составил 95% от числа утверждённых. Объём освоенных средств - 868 млн. рублей, что находится на уровне предыдущего года.

Управлением проводилась работа по организации взаимодействия с органами исполнительной власти, местного самоуправления по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.  Заключено 7 соглашений с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами власти Республики Мордовия, органами местного самоуправления, общественными организациями  по вопросам профилактики инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды, защиты прав потребителей, борьбы с коррупцией, содействия малому предпринимательству.

Главным государственным санитарным врачом по Республике Мордовия вынесено 13 постановлений по вопросам профилактики инфекционных заболеваний, иммунопрофилактики, обеспечения летнего отдыха детей, усиления госнадзора за производством и оборотом молока и молочных продуктов, организацией санитарно-защитных зон промпредприятий.

Материалы по актуальным проблемам состояния окружающей среды и здоровья населения выносились на рассмотрение в органы исполнительной власти республики, органы местного самоуправления. На рассмотрение органов власти всех уровней вынесено более 560 вопросов профилактики инфекционных заболеваний, организации отдыха детей, подготовки школ к учебному году, питьевого водоснабжения, организации работы рынков, предприятий общественного питания, ЛПУ. Более 110 вопросов рассмотрено в санитарно-эпидемиологических комиссиях, более 40 - на межведомственных комиссиях и коллегиях.

Работа с жалобами

На работу с жалобами затрачено 9% рабочего времени Управления. За год в Управление поступило  3282 жалобы. 68,2% составили устные жалобы и обращения граждан, 31,8%-письменные.

22,5% жалоб касалось вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (739). Из них 22% - по вопросам обучения и воспитания, 14% - об условиях эксплуатации производственных и общественных зданий, 13% - о пищевых продуктах, пищевых добавках и продовольственном сырье, 12%-об условиях проживания в жилых помещениях.

76,1% составляли жалобы, связанные с нарушением прав потребителей, из них 89% -жалобы в связи с нарушениями правил продажи отдельных видов товаров.

Рассмотрено 99,5% поступивших жалоб. Нарушений сроков рассмотрения не допускалось. По результатам рассмотрения 8,5% обращений применялись меры административного принуждения.

Контроль и координация деятельности ФГУЗ

«Центр гигиены и эпидемиологии в Республики Мордовии»

 и территориальных отделов Управления

Работа по контролю и координации деятельности ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республики Мордовии»  и территориальных отделов Управления рассматривалась как одна из основных задач деятельности Управления и предусматривалась планом работы на 2008 год.

Штатная структура ФГУЗ в прошедшем году согласовывалась руководителем Управления 1 раз в полгода и при внесении в неё изменений.

Годовой план работы ФГУЗ согласован Руководителем Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия. Основным разделом плана является, раздел, отражающий работу по обеспечению деятельности Управления.

Перечень и объём санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий ФГУЗ, необходимых для обеспечения госнадзора, был определён Управлением при планировании работы на 2008 год. При составлении квартальных планов объём мероприятий корректировался и доводился до сведения ФГУЗ.

Анализ выполнения необходимых объёмов исследований, обследований проводился специалистами Управления в ежедневном режиме, а также по результатам ежеквартальных отчётов. Отчёты о работе по реализации ВЦП с расчётом трудозатрат и данными о мониторинге использования бюджетных средств  представлялись ФГУЗ в Управление по итогам каждого квартала. Результаты рассматривались на совещаниях у руководителя Управления.

 Кроме того, специалистами Управления осуществлялся контроль за своевременностью и полнотой государственного учёта инфекционных, паразитарных заболеваний, пищевых отравлений, других заболеваний, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды

обитания человека, организации социально-гигиенического мониторинга, проведением санэпидрасследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), проведением санэпидэкспертиз.

В ФГУЗ направлено около 80 инструктивных писем по вопросам обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора, проведено 10 совместных совещаний, 2 заседания общества микробиологов, эпидемиологов и паразитологов.

Проведена проверка ФГУЗ по вопросу организации дездеятельности, вирусологической лаборатории ФГУЗ по вопросу обеспечения безопасного хранения полиовируса.

В целях организации и контроля за реализацией мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороне, проводились: тренировка сил и средств, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных террористическими актами, совместный учебно-методический сбор руководящего состава Управления и ФГУЗ «Использование автоматизированных информационно-управляющих систем при организации санэпидобеспечения»; принято участие в совместных командно-штабных учениях и тренировках, в ходе которых отрабатывались действия управленческого состава, специалистов и специальных формирований; в учениях по применению сил и средств, привлекаемых к проведению КТО; в комплексных проверках состояния готовности районных звеньев территориальной подсистемы РСЧС и ГО.

Анализ деятельности территориальных отделов и отделов Управления проводился в ежеквартальном режиме с проведением итоговых совещаний, выездных совещаний в территориальных отделах. Анализировались оперативные показатели деятельности как отделов, так и каждого специалиста.

В отчётном году проведены комплексные проверки деятельности трёх территориальных отделов по вопросам организации работы, обеспечения санэпиднадзора, контроля в сфере защиты прав потребителей.

С целью координации работы проведены совещания по вопросам организации планирования деятельности, формирования годовых отчётов, организации работы по применению КоАП РФ. Актуальные вопросы организации госсанэпиднадзора рассматривались на «Дне специалиста».

Цели и задачи на 2009 год

В 2009 году органами и организациями Роспотребнадзора на территории Республики Мордовия будет продолжена работа по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей в условиях бюджетирования, ориентированного на результат.

В качестве приоритетных направлений определены: реализация концепций административной и бюджетной реформы, оптимизация кадровой политики, совершенствование технологии  осуществления  государственного санитарно-эпидемиологического надзора и контроля в области защиты прав потребителей, организация работы в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2008 №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», вступившими в силу техническими регламентами.